Что такое Фарфор ?

Фарфор — керамический материал, созданный за счет нагрева материалов, например, каолина, в печи при температуре 1,200 и 1,400 °C (2,200 и 2,600 °F). Красота, стиль и прозрачность фарфора, в отличие от других типов глиняной посуды, возникает, главным образом, из витрификации и формирования минерала mullite в пределах тела при этих высоких температурах.

Фарфор получил свое название от старой итальянской «porcellana» (раковина каури) из-за того, что у раковины каури была прозрачная поверхность. Фарфор неофициально также называют тонким фарфором в некоторых англо-говорящих странах, поскольку Китай был местом рождения создания фарфора. Свойства фарфора – это долговечность и эластичность, твердость, стиль, белизна, полупрозрачность и резонанс, высокое сопротивление химическому нападению и тепловому шоку.

 

Фарфор был описан как «превращаемый в стекло, твердый, водонепроницаемый, белый или искусственно цветной, прозрачный (кроме тех случаев, когда он большой толщины), и резонирующий материал».

 

Наиболее популярные способы использования фарфора для утилитарного оборудования и артистических объектов. В некоторых случаях трудно различить керамические изделия и фарфор, если они создавались схожим способом. Фарфор применяется не только в сферах создания изящной посуды, но и в искусстве. Сегодня существует множество фарфоровых статуэток.

 

Материал

Каолин — основной материал, из которого сделан фарфор. Сегодня существует такой термин, как «тело». Что такое тело? Это так называемый эскиз фарфорового изделия, который покупают в основном мастера для создания уже самого фарфорового экземпляра.

 

Состав фарфора достаточно разнообразный, но глиняный минерал kaolinite используется в создании практически каждого изделия. Но иногда применяется другое сырье: полевой шпат, комовая глина, стекло, костная зола, steatite, кварц, petuntse и алебастр.

 

Используемая глина часто описывается как длинная или короткая – все дело в пластичности материала. Длинная глина (липкая) обладает высокой пластичностью; короткая глина не особо липкая, следственно, обладает небольшой пластичностью. Определить пластичность глины несложно — нужно лишь узнать количество воды в глине. Глина, используемая для создания фарфора, обычно обладает небольшой пластичностью. Таким образом, можно сделать вывод, что содержание воды в глине – это основной показатель, характеризующий глину.

 

Остекление

 

Остекление фарфора – это, скорее, не необходимость, а декоративный элемент, который делает изделие более эффектным и красивым. Сегодня популярные фарфоровые изделия с цветом морской волны «Longquan». Остекление также способствует тому, что фарфор можно окрасить. Помимо этого, к изделию не будет прилипать грязь, что тоже немало важно.

 

Художественное оформление

 

Фарфор может быть украшен глазурью с использованием пигментов, вроде кобальта и меди, или же глазури, окрашенной эмалью. Современный фарфор нагревается до 1,000 градусов Цельсия, далее покрывается глазурью и затем вновь отправляются в печку при температуре приблизительно 1,300 градусов Цельсия, иногда даже больше. Это наиболее современный метод, к использованию которого сегодня прибегают все крупные фабрики, занимающиеся изготовлением фарфора.

 

Бисквитный фарфор

 

Бисквитный фарфор путем нагревания керамического изделия до высоких температур в печи. Высокая температура нужна для того, чтобы тело могло преобразоваться в стекло, а также стать непористым изделием.

 

История

 

Китайский фарфор

 

Впервые фарфор появился в Китае. Точной даты начала производства фарфора нет. Но известно, когда фарфоровые изделия начали продаваться, то есть, появились пункты продажи. Это произошло во время существования Династии Тан. В это же время изделия начали экспортироваться в экспортировался в исламские государства, где фарфоровые экземпляры были настоящей роскошью. Также стоит отметить, что фарфор зародился в период правления династии Шан. А уже во время существования династии Хань начали развиваться керамические экземпляры. Тот фарфор, который сейчас мы можем встретить, не антикварный, значительно отличается оттого, который существовал во времена династии Хань, но уже тогда его качество было на высоком уровне. Династия Тан примечательна тем, что производство фарфора в это время активно развивалось.

 

В конечном счете, фарфор и экспертные знания, требуемые для его создания, начали распространяться и по другим государствам Восточной Азии. Во время династии Сун (960–1279 н. э.), мастерство и производство фарфора достигли новых высот. Изготовление фарфора стало хорошо организованным, и печи могли создавать стабильно 25,000 изделий за короткий период времени.  Во времена династии Мин (1368–1644 н. э.), изделия из фарфора экспортировались в Европу. Некоторые самые известные китайские стили искусства фарфора прибыли в Европу в течение этой эры. Династия Мин управляла большой частью торговли фарфором, которая была расширена до Азии, Африки и Европы через Великий шелковый путь. В 1517 португальские торговцы начали прямую торговлю морским путем с династией Мин, и в 1598, голландские торговцы следовали.

 

Далеко не весь фарфор, производимый в Китае, можно было бы назвать качественным, тем не менее, существовали экземпляры, которые были очень ценными и по-настоящему качественными. К таковым экземплярам можно отнести фарфор Цзиндэчжэня. Во времена династии Мин фарфор Цзиндэчжэня становится настоящим примером, гордостью во всей области изготовления фарфора. Но известность данный фарфор получил далеко не сразу. Известность Цзиндэчжэню заполучил только во времена существования династии Цин.

 

Европейский фарфор

Экспортируемый китайский фарфор был поводом уважить Европу, дать ей возможность самостоятельно заняться производством изделий. Кроме «копирования» китайского фарфорового фаянса, в 16-м веке во Флоренции впервые начали производить фарфор, который был ни чуть ни хуже по качеству изделий, создаваемых в Китае.

В начале 16-го века, португальские торговцы вернулсь домой с образцами каолина, который они обнаружили в Китае. Однако, китайские методы и состав, используемый, чтобы создать фарфор, еще не были полностью изучены. Бесчисленные эксперименты, чтобы создать фарфор имели непредсказуемые последствия и потерпели неудачу. В немецком государстве Саксонии поиск «рецепта» создания фарфора закончился в 1708, когда Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус создал твердый, белый, прозрачный тип экземпляра фарфора с комбинацией компонентов, включая каолин и алебастр, добытый от саксонской шахты в Colditz. Это факт был настоящей коммерческой тайной саксонского предприятия.

 

В 1712 многие из тщательно продуманного китайского фарфора производственные тайны были показаны всюду по Европе французским Иезуитским отцом Франсуа Ксавье д’Энтреколлем и скоро изданы в Lettres édifiantes et curieuses de Chine par des missionnaires jésuites. Тайны, которые д’Энтреколль прочитал и засвидетельствовал в Китае, были теперь известны во всей Европе.

 

Мейсен

Эренфрид Вальтер и Йохан Фридрих Беттгер были наняты Августом Сильным. Эренфрид имел богатые знания в области науки, он был нацелен на поисках способов создания качественного фарфора, а уже в 1705 Беттгер был назначен помочь ему в этой задаче. Беттгер был первоначально обучен как фармацевт; после того, как он повернулся к алхимическому исследованию, он утверждал, что знал тайну преобразования отходов в золото, которое привлекло внимание Августа. Заключенный в тюрьму Августом как стимул ускорить его исследование, Беттгер был обязан работать с другими алхимиками в бесполезном поиске превращения отходов в золото, но в конечном счете его отправили помогать Эренфриду Вальтеру. Одним из первых результатов сотрудничества между этими двумя людьми было развитие красных керамических изделий, которые напоминали керамические изделия Исиня.

 

Европейский фарфор был произведен в 1708 году. В то время, исследование все еще контролировалось Эренфридом; однако, он умер в октябре того года. Ничего не оставалось, кроме как доверить все Беттгеру. Таким образом, именно этот человек считается тем, кто сумел создавать невероятно великолепный фарфор, хотя по большей части эта заслуга именно Эренфрида.

 

Майсенская фабрика была основана в 1710 после развития печи и глазури, подходящей для использования с фарфором Беттджера, который потребовал, чтобы нагревание происходило при температурах до 1,400 °C (2,552 °F), что способствовало достижению прозрачности изделий.

 

Посетитель фабрики сообщил о том, что видел раскаленный добела заварной чайник, извлеченный из печи, а после отправленный в холодную воду без повреждения. В те времена такая история многим показалась фантастикой, мол, подобный метод создания фарфора просто не может существовать. Но, на самом деле, сейчас всем известно, что это данный способ имеет право существовать.

 

Мягкий фарфор

Смеси, изготовленные при помощи глины и порошкообразного стекла (фритта), назвали Frittenporzellan в Германии и frita в Испании. Во Франции они были известны как pâte tendre и в Англии как «мягкий фарфор». Один из главных недостатков такого фарфора – это уязвимость к повреждения.

 

Эксперименты в Руане стали одними из первых производителей «мягкого фарфора» во Франции, но первый качественный французский мягкий фарфор был сделан на фабрике Сен-Клу до 1702. Одна из самых крупных фабрик – Винсенна, она была основана в 1740 году, а позже расширила свое производство и перебралась в Sèvres в 1756 году. Мягкий фарфор Винсенна был белыми и практически без каких-либо недостатков, в отличие от своих французских аналогов, производимых на других заводах. Sèvres во второй половине восемнадцатого века во Франции был лидером по производству мягкого фарфора во всей Европе.

 

Первый мягкий фарфор в Англии продемонстрировал Томас Бриэнд Королевскому обществу в 1742 году, и, как предполагают сегодня эксперты, фарфор был создан благодаря формуле Сен-Клу. В 1749 Томас Фрай запатентовал фарфор, который изготавливался с использованием костной золы. Далее ему удалось создать первый твердый английский фарфор, впоследствии усовершенствованный Джозией Споудом.

 

За эти двадцать пять лет после демонстрации Бриэнда много фабрик были открыты в Англии. Они занимались изготовление столовой посуды из мягкого фарфора. Начали свою работу следующие фабрики:

 

Челси (1743)

Поклон (1745)

Св. Джеймс (1748)

Бристольский фарфор (1748)

Зал Longton (1750)

Королевский дерби короны (1750 или 1757)

Королевский Вустер (1751)

Фарфор Лоустофта (1757)

Веджвуд (1759)

Spode (1767)

 

Другие события

Уильям Кукуорти обнаружил места с большим количеством каолина в Корнуолле, тем самым, сделав значительный вклад в развитие фарфора и керамики в Соединенном Королевстве. Фабрика Кукуорти в Плимуте, созданная в 1768 году, использовала каолин и гранит, чтобы сделать фарфор, который был бы равен по качеству с китайскими изделиями.

 

Виды фарфора

 

Фарфор может быть разделен на три главных категории (твердый, мягкий и твердый английский фарфор). Отличается фарфор по составу и методу его изготовления.

Твердый фарфор

Это фарфор, который появился в Восточной Азии, в Китае, он считается одним из самым качественным. Самые ранние европейские фарфоровые изделия были созданы  на Майсенской фабрике в начале 18-го века; фарфор был изготовлен из смеси каолина и алебастра, которую в дальнейшем отправили в печь при температуре, достигающей 1,400 °C (2,552 °F). Фарфор получался твердым и в то же время прозрачным. Позже, состав Майсенского твердого фарфора был изменен, и алебастр был заменен полевым шпатом и кварцем. Каолин, полевой шпат и кварц продолжают относиться к основным компонентам для создания большинства континентальных европейских изделий твердой формы.

 

Мягкий фарфор

Создание мягкого фарфора начинается во время первых попыток европейских гончаров копировать китайский фарфор при помощи смесей глины и фритты. Мыльный камень и известь были включены в состав изготовления фарфора. Секрет создания изделий из мягкого фарфора заключается в том, что он изготовляется при более низких температурах, нежели твердый фарфор. Не трудно догадаться, что изделия из мягкого фарфора более уязвимы к повреждениям. Относиться к ним стоит очень бережно, ведь ничего не стоит поцарапать изделие при неаккуратном отношении к нему. Естественно, сейчас фарфор создается совершенно иными методами. Тем не менее, состав практически не изменился.

 

Твердый английский фарфор

Изначально производство такого фарфора, как несложно догадаться, было задействовано в Англии в 1748 году, чтобы конкурировать с импортированным фарфором. Твердый английский фарфор сейчас производится во всем мире. Англичане прочитали письма от Иезуитского миссионера Франсуа Ксавье д’Энтреколля, который описал китайский фарфор, производственные тайны его изготовления. Один писатель размышлял по поводу того, что на самом деле костная зала была неким недоразумением, указанным в письме. В Китае каолин иногда описывался как формирование ‘костей’ фарфора, в то время как ‘тело’ было обеспечено усовершенствованными «скалами», подходящими для тела фарфора. Традиционно, английский твердый английский фарфор был сделан из двух частей костной золы, одной части каолина и одного полувыветрелого гранита части, хотя это было в основном заменено полевыми шпатами из небританских источников.

 

Другое применение фарфора

Электрический изоляционный материал

У фарфора и других керамических материалов есть много применений в разработке, особенно керамической разработке. Фарфор — превосходный изолятор для использования в высоком напряжении. Терминалы для высоковольтных кабелей, втулок силовых трансформаторов, изоляции высокочастотных антенн и многих других компонентов.

 

Строительный материал

Фарфор может использоваться в качестве строительного материала, обычно в форме плиток или больших прямоугольных групп. Современные плитки фарфора обычно производятся для многих признанных международных стандартов и определений. Изготовители имеются во всем мире, а вот Италия является мировым лидером, который произвел более чем 380 миллионов квадратных метров в 2006 году. Исторические примеры комнат, украшенных полностью в плитках фарфора, можно увидеть в нескольких европейских дворцах включая в Capodimonte, Неаполь, Королевском дворце Мадрида и соседнем Королевском дворце Аранхуэса. и Башня Фарфора Нанкина. Более свежие примечательные примеры: Dakin, Строящий в Брисбен, Калифорния и Здание Залива в Хьюстоне, Техас, у которого, когда построено в 1929 была (69-футовая) эмблема фарфора 21 метр длиной на ее внешности. Более подробное описание истории, изготовления и свойств плиток фарфора дано в статье “Плитку Фарфора: Революция Только Начинается”.

 

Сантехника

Из-за ее долговечности, неспособности ржаветь и непроницаемости, застекленный фарфор использовался для личной гигиены с уже в начале семнадцатого века. В то время ночные горшки фарфора обычно находились в более престижных европейских домашних хозяйствах, и термин «bourdaloue» был использован как название горшка.

Однако, ванны не сделаны из фарфора, а из эмали фарфора на металлической основе, обычно чугуна. Эмаль фарфора — маркетинговый термин, используемый в США, и не является фарфором, а стекловидной эмалью.

Комментарии: