Этот прекрасный фарфор Майсена

Другое название фарфора фабрики Meissen – это саксонский фарфор или его еще называют Дрезденским. Твердый, как сама Германия, фарфор сразу быстро завоевал себе поклонников из королевских особ Европы. С самого начала своего создания в 1710 г. до 1756 г. он абсолютно доминировал в качестве европейского стиля фарфора. Август Сильный (правитель Саксонии) получил-таки свои долгожданные финансовые потоки и уважение со стороны остальных влиятельных и богатейших лиц Европы. Но после почти полувекового господства он постепенно уступил пальму первенства французскому севрскому фарфору, от которого в русском языке и пошло слово «сервиз».

Сейчас достаточно сложно уже утверждать, когда именно в Европе появились первые фарфоровые изделия, но про создание первого европейского фарфора спору среди историков нет – это 1710 г., когда была построена мануфактура в небольшом городке рядом с Дрезденом, который и дал название этому фарфору – Мейсен. В первое время он почитался не только как предмет роскошной жизни, но и как великое достижение мысли европейцев. Была раскрыта древняя тайна изготовления чудесного материала, который ценой жизней своих подданных хранил Восток. Это было настоящее чудо для того времени.

В настоящее время первые изделия саксонской фабрики ценятся среди коллекционеров наравне со старинными произведениями мастеров Востока. А в те времена это было настоящее «белое золото», которому собственники мануфактуры ставили ставшую знаменитой на весь мир эмблему с синими мечами. Это и сегодня отличительный знак мейсенской порцелиновой мануфактуры.

При изготовлении своих самых первых произведений саксонца хотели подражать мастерам из Китая (родины фарфора) и Японии. Однако постепенно у них появился свой стиль. Был создан собственный уникальный образ еврофарфора, которые вобрал в себе черты Востока и новые идеи Запада. Это, несомненно, было переосмыслением искусства восточной традиции.

Еще за несколько столетий до создания европейцами фарфора художники Европы практически постоянно прибегали в своем творчестве к восточным сюжетам. В то галантное время эпохи восточные традиции были уже в моде, а в тогдашнем евроискусстве друг с другом соперничали японский (жапонез), турецкий (тюркери) и китайский (шинуазри) стили. Если вы посмотрите на искусство того времени, то увидите фантастические невероятные цветы, оплетающие вазы разноцветные листья и лепестки непохожих на тоскливую европейскую природу деревьев. Здесь к вашим глазам будут устремлены райские птицы, диковинные звери, яростные драконы. Все это украшало тогда белые восточные сервизы. А сами галантные дамы, впрочем, как и их кавалеры, были одеты в яркие одежды, которые во многом имели сходство с восточными нарядами. Они могли прогуливаться под ярко разукрашенными пальмами или просто своим высоким присутствием блистать с ослепительно белой поверхности красочного изделия.

Раньше фарфор был составной частью одного большого мифа о прекрасном и таинственном Востоке. Отсюда и восточные веяния, которые закрепились в Европе и перешли в художественное искусство в виде «восточных узоров».  Это могли быть обычные сцены из восточной жизни, которые украшали посуду, а могли быть и сюжеты знаменитых восточных сказок, которыми была так сильно увлечена в то время вся галантная Европа.

Тогда история востока и востоковедение были только в самом своем зачатке. Серьезные научные исследования в области философии, культуры, искусства, образа жизни были еще впереди. В то время Европа только наслаждалась загадочными образами Востока  и это скорее была легкомысленная игра, как впрочем, и весь дух восемнадцатого века.

Одно из наиболее необычайных коммерческих приключений за последние три века случилось в 1709 г. Это было открытие Иоганном Беттгером технологии твердого фарфора. Позднее многие его современники и последователи внесли свой вклад в художественное и техническое развитие в производстве фарфора Мейсена.

Однако в стороне от этого гениального изобретения стоял не менее гениальный художник и специалист в области химии цвета Иоганн Герольдт. Он сумел разработать примерно 10 тыс. пигментов, которые светились и могли превращаться в стекло. Химик сумел их получать из оксидов металлов. Кстати, эта технология и сегодня используется в росписи мейсенского фарфора. Еще одним выдающимся гением того времени, сыгравший свою роль в совершенствовании фарфоровой традиции Европы, стал  Иоганн Кендлер. Он был скульптором и создал за свои годы огромное количество прекрасных фигур. Его обеденные сервизы продолжали свою жизнь еще три столетия после его кончины. Главным образом благодаря выдающемуся художественному и техническому мастерству эти двух гениев каждая из моделей и сегодня может быть изготовлена с тем же неповторимым богатством палитры и изящества.

Запись опубликована в рубрике (Meissen) Мейсен фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.