Японские керамические изделия Сацума

Информация этого раздела будет интересна, как опытным, так и начинающим коллекционерам. Этот раздел посвящается сервизам, которые на аукционах известны под именем «сацума». Еще не видя предмета, в голове появляются ассоциации керамика, гейши, драконы и многое другое. Все изделия очень красивы и оригинальны, имеют яркую с позолотой роспись на светлом фарфоровом фоне. Эти предметы были очень востребованы в Европе  в конце 19 начале 20 века.

Такая популярность была обусловлена появлением в самой Японии предметов в стиле сацума, которые в первую очередь предназначались для экспорта в Европу. В России экспозиция японского фарфора проводится с первый раз.

Коллекция Эрмитажа позволяет проследить разные этапы развития керамики в Японии в стиле сацума.  На выставке есть все примеры оформления изделий, начиная с 18 века и до первой половины 20 столетия. Несмотря на свою скромность, данная коллекция в собрании Востока стала самой значительной. На выставке можно увидеть 70 предметов японской керамики. К предметам раннего периода относятся все изделия в стиле сункороку, который известен в 13-14 веках. На формирование стиля сацума большое влияние оказали образцы Восточной культуры. Это очень заметно в росписи сосуда с использованием темной глины и инкрустацией белым ангобом. На этом сосуде есть рельефное изображение животного.

В конце 18 века производство керамических изделий значительно уменьшается, а небольшой подъем производства возвращается только в 19 веке. В это время популярными становятся небольшие предметы для чайной церемонии. Изделия этого периода в коллекции не представлены. Здесь можно увидеть только вазочки, чашки и разнообразные сосуды второй половины 19 века.

В средине 19 столетия  японские мастерские смогли сформировать свой стиль для керамических изделий. Главным признаком, который отличает японскую керамику этого периода это кремовый цвет керамических изделий с полихромной росписью, которая получила название нисикидэ. Одним из примеров можно привести фигурку слона. Еще одним приёмом, который использовали керамисты, является резьба. Проследить это можно в таком изделии вазочка в виде граната или коробка с крышкой.

Популярной и признанной в Европе керамика сацума стала только в 1873 году, после того, как в Вене была проведена всемирная выставка. С этого периода керамические предметы в стиле сацума начинают производить на экспорт в разных коммерческих центрах.

Одним из центров, который выделился, стал Киото, где керамические изделия с полихромной росписью были известны еще в 17 веке. Это направление можно проследить в творчестве Огата Кэндзана и Нонмура Нинсэя. Первым, кто начал развивать этот стиль стал Кинкодзан Собэй VI. Далее его дело перенял сын, который смог значительно увеличить производство и сделал мастерскую отца самой крупной в Киото. Среди популярных цветочных мотивов и рисунков с животными в это время очень популярными становятся рисунки с изображениями сцен из разных литературных произведений. С течением времени техника декорирования керамических изделий усложняется, и японские мастера перенимают несколько приёмов у мастеров из фарфоровой мануфактуры в Германии. Эта техника известна под названием «жидкое золото».

Известным мастером, который работал в технике сацума за границей, стал Ябу Мэйдзан, который внес значимый вклад в развитие этого направления. Основной тематикой для его изделий стали миниатюры и пейзажи. В это же время в 1890-е годы становится популярной роспись мелким узором, которая изображает животный и растительный мир. Масштабным центром, где занимаются изготовлением предметов в этом стиле, стал Иокогама. Здесь очень известным мастером был Миягава Кодзан, который трудится в конце 19 века. Именно им были изготовлены изделия с рельефным рисунком насекомых и птиц. Эти изделия стали известны под названием «сайкумоно». Примером такой работы является ваза с птицами, которые сидят на ветке.

С ростом популярности на японскую керамику появилось большое количество фирм, которые стали заказывать продукцию. Для этого были спецальбомы с образцами. В Сацусма мастерами создавались заготовки, а в Иокогама их расписывали. Сюжеты для росписи были очень разнообразными, и очень часто применялась рельефная роспись, позолота, теснение и другие художественные приемы. Очень часто мастера вместе с росписью могли комбинировать геометрические узоры, а также размещались семейные гербы императорских домов. В нижней части изделия обязательно была надпись с именем мастера, который изготавливал форму и расписывал изделие.

К началу выставки изготовлен каталог с цветными иллюстрациями.

Запись опубликована в рубрике Японский фарфор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.