Императорский фарфоровый завод

Такой завод считается одним из родоначальников по производству фарфора во всей Европе. При всем этом, императорский фарфоровый завод является одним из самых крупных фабрик по созданию художественных фарфоровых изделий в нашей стране. Находится предприятие в городе Санкт-Петербург, а свою работу начал завод еще в далеком 1744 году.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Фарфор Вербилок

Первым частным заводом, который начал заниматься изготовлением фарфоровых изделий в России, стал «Фарфор вербилок». Основана фабрика в 19 веке, а известная она по всему миру. Находится завод в поселке Вербилки. За свою работу фабрика получила огромное количество премий и наград. «Фарфор вербилок» является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля. Приносит поселку весьма хорошую прибыль.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Конаковский фаянсовый завод

Этот завод, конечно, не такой выдающийся как Дулевский. Однако, он один из старейших фарфоровых предприятий. Начала фабрика свою работу в 1809 году. Обосновалась она в селе Домкино Тверской области. Основал Конаковский фаянсовый завод Ф. Х. Бриннер.

Начало деятельности

С самого запуска производства завод зарекомендовал себя как изготовителя качественных фарфоровых и фаянсовых изделий. После этого А. Я. Ауэрбах (аптекарь) выкупил завод. Как ни странно, после покупки завода аптекарем фабрика начала изготовлять изделия для императорской фамилии. Как только Ауэрбах умер из-за своей старости, дела у завода пошли не совсем хорошо, наследники не смогли грамотно управлять фабрикой. Хотя было приложено немало усилий: большие материальные вложения, модернизирование производства и так далее. Но ничего не вышло.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Дулёвский фарфоровый завод

На сегодняшний день Дулевский фарфоровый завод считается самым крупном в Российском государстве. Он занимается изготовлением посуды, подарочных сувениров, а также скульптурных изделий. Материал для изготовления – фаянс и фарфор. Находится фабрика в небольшом городке Ликино-Дулево. Он расположен недалеко от Москвы. Орехово-Зуевский район именно этим заводом и славится.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , | Оставить комментарий

Rudolf Kämpf

Так как аутентичного сырья было более, чем достаточно, фирма изготовляла учитывая то время просто замечательный твердый фарфор. Качество, крепость, звон, устойчивость к низким и высоким температурам – все на высшем уровне. Чтобы вы понимали, даже многие самые крупные фабрики в Европе не могли достичь себе такого результата просто по той причине, что у них не было этого сырья, а массово закупать его было не дешево.

Читать далее

Рубрика: Чешский фарфор | Метки: , , | Оставить комментарий

Мейсенский фарфор

Современная техника различает несколько типов керамических изделий, резко отличающихся друг от друга по материалу, а также по степени обжигания, по твердости и т. д.

Располагая их по качеству в восходящем порядке, мы должны прежде всею назвать простую обожжённую глину, затем глазированную глину, майолику, фаянс, бисквит и наконец, фарфор, в собственном смысл этого слова, наиболее ценный и красивый из всех перечисленных выше материалов, так как легко поддается тончайшей формовке и обработка превосходно принимает любую окраску и позолоту, но и чаще других подвергается различным подделкам и фальсификациям. Колыбелью фарфора нужно считать «Небесную Империю»; по приданью он был изобретён китайцем Куэн-У, жившим при императоре Хоангь-Ти. Для выделки первого фарфора употреблялась смесь из не плавящейся белой глины (каолина) с легкоплавкой массой «петунзе», состоящей из промытаго полевого шпата. Впервые фарфоровые  издлия были привезены в Европу в XVI веке португальскими мореходами, в следующем-же столетии мы находим уже указания на торговлю китайским фарфором, всецело находившуюся в руках голландцев.

Читать далее

Рубрика: (Meissen) Мейсен фарфор | Метки: , | Оставить комментарий

Советский фарфор

Замечательно, что некоторые малоизвестные и малозначительные художники, посвятив себя работе на фарфоровом Заводе, сделались отличными керамистами, создав ряд вещей первостепенного значения. Это обясняется тем, что им удалось путем специализации, путем чистого эксперимента и упорного „перевоспитания“, овладеть техническими тайнами производства, постигнуть его особенности.

Художнику, привыкшему к станковой живописи, приходится пройти продолжительный искус для того, чтобы приобрести снаровку в живописи по фарфору, научиться свободно владеть техникой письма, требующей в данном случае соблюдения особых приемов, обусловленных природою материала. Для примера укажем, что не всеми красками можно писать по фарфору, как по бумаге: некоторые краски требуют непрерывного, безостановочного ведения мазка.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , | Оставить комментарий

Значение Государственного Фарфорового Завода

Значение Государственного Фарфорового Завода в художественнопромышленной жизни России особенно велико в настоящее время, когда не существует частного производства фарфора и Фарфоровый Завод не
имеет соперников в изготовлении художественной керамики.

На своем почти двухсотлетнем пути Фарфоровый Завод создал мно-
жество изделий высокого художественного совершенства, но мало влиял
на развитие керамической промышленности В России потому, что стоял
слишком далеко от запросов рынка и потребностей народных масс. Главной задачей его было обслуживание нужд императорского двора изделия завода не поступали в продажу и попадали на рынок случайно.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Хронология завода ГФЗ, ЛФЗ, ИФЗ

Всем известные фарфоровые фабрики как Государственный Фарфоровый Завод, или Ленинградский Фарфоровый Завод и нынче Императорский Фарфоровый Завод имеют долгую историю, о которой Вы сможете почитать в данной таблице.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , , , , , , | Оставить комментарий

Агитфарфор – в частной коллекции

Как всегда, больше всего фарфора можно найти в частных коллекциях, у коллекционеров, потому как они – сберегают существенную часть того, что могло бы быть безвозвратно утрачено. И вряд ли музей так же заботится о своём архиве, как коллекционер.

К сожалению, в Эстонии мало кто собирает фарфор. В кругу моих знакомых таких собирателей нет. Поэтому я опишу только несколько образцов агитационного фарфора, которые находятся в моём владении.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , , | Оставить комментарий

Агитационный фарфор в Эстонии. Агитационный фарфор в музеях Таллинна

К сожалению, в Эстонии агитационного фарфора относительно немного.

После Второй Мировой войны ввезено было довольно малое количество фарфора, это объясняется тем, что после Второй Мировой войны агитировать было уже особенно не нужно, а в Эстонии действовало несколько своих мастерских по росписи. Ввозили больше “бельё” – тоесть нерасписанные ещё тарелки, и таллиннские и пярнусские мастера росписывали их уже у себя дома. Поэтому настоящий агитационный фарфор можно встретить сейчас только в нескольких антикварных магазинах, в частном владении и в запасниках музеев.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

30-е годы, угасание агитационного фарфора

В 1930-ый, на Ленинградском фарфоровом заводе (Государственном фарфоровом заводе — ГФЗ) под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия начинает создавать новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л. Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик советского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , , , | Оставить комментарий

Супрематизм в агитационном фарфоре

В 1915 году Казимир Малевич сделал «первый шаг чистого творчества в искусстве», закрасив холст чёрной краской и объявив квадрат – «лицом нового искусства».

Радикальность этого живописного приёма была усилена дерзким жестом художника, поместившего чёрный холст в «красный угол» – на традиционное место иконы в русском доме. Таким образом от иконы заимствовался её культовый статус, а роль демиурга претендовал сам художник. Александр Бенуа, лидер движения «Мир искусства», полярного доктринам Малевича, – усмотрел в этом горделивом святотатстве признаки духовного апокалипсиса. Квадрат, по мнению Бенуа, был признаком духовного обнищания и американизации русского общества. С тех пор было много критики и проклятий, славословий и восторгов, адресованных футуристам (и в первую очередь – именно Малевичу и его «квадрату»). И хоть эпоха супрематизма (от слова “Supremus” – наивысший) длилась около двух десятилетий, резонанс в общественном сознаний оказался весьма продолжительным. И безусловно большое влияние оказали идеи супрематизма на художников росписи по фарфору и скульпторов малых форм.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Инвестиции, коммерция и финансы

В 1920-ых годах завод, несмотря на лозунги «Искусство – для масс», о новом народном быте и т.д., фарфоровый завод продолжал тем не менее работать скорее как элитарная художественная мануфактура, на которой делались преимущественно оригинальные авторские проекты, выпускаемые десятками вручную расписанных предметов, а не массовые тиражи обычной посуды.

Трудоёмкий творческий процесс изготовления таких предметов были доступны ограниченному кругу ценителей и коллекционерам. В начале 1918 года Д.П. Штеренберг, возглавляющий отдел Изобразительных искусств Наркомпроса, показав Ленину новые работы завода, задал вождю риторический вопрос: «Что делать? Мы делаем тарелки, но они не для рабочего класса». Вождь ответил уклончиво: «Наша промышленность, по крайней мере на первое время, сможет делать такие сервизы хотя бы для больших собраний Советов, для больших торжеств, а потом, когда разовьётся наше хозяйство, тогда рабочие и крестьяне смогут их покупать».

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , | Оставить комментарий

Двадцатые годы, новое название завода

Двадцатые годы – одни из самых плодовитых для завода. Выпускалось множество работ, завод перешёл на новые мощности, разросся, появилось так же достаточное количество новых мастеров.

Одной из самых ярких художников того времени была А.В. Щекотихина- Потоцкая, чьи работы, на первый взгляд игнорирующие все законы фарфоровой росписи, привлекали коллекционеров своей самобытностью и яркостью. Для работ этой художницы характерны свобода, раскрепощённость и утончённый артистизм, работы похожы на старинный русский лубок или икону, в то же время обновлённую и более живую. Щекотихина-Потоцкая деформировала, ломала перспективу, строила композицию по собственным законам, переступая грани форм. Упрощённый шаржированный рисунок персонажей сочетается в её работах с любовно, точно, изящно обрисованными деталями, со сложной, богатой разработкой фактур и орнаментальных фрагментов. Её тарелки расписаны размашисто и легко, шероховатый след широкой кисти не сглажен, поэтому мазок кисти очень сложно повторить.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , | Оставить комментарий

Результаты выставки фарфора

Творческие эксперименты завода всегда были интересны публике. Поэтому про завод достаточно часто писали газеты и выставки / показы проходили тоже довольно часто, как в Петрограде, так и в Москве.

Но самая первая большая выставка была устроена в Петрограде в одном из дворцов Исаакиевской площади. В анонсе сообщалось, что выставляться будут порадка 2000 произведений, которые затем будут переданы в Эрмитаж.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Лениниана (искусство)

“Ленин – жив, Ленин – жив, Ленин – будет жить!”… Слова Владимира Маяковского, тоже художника, прочно вошли в историю как главный лозунг послереволюционных лет. Образ Ленина занял огромное место в творчестве советских художников, а для многих стал главной темой работы на всю жизнь. Среди художников мало кто оставил эту тему в стороне, кроме Данько Ленинианой занимались многие фарфористы, но только Н. Альтман, Н. Андреев и К. Шеридан (кстати племянница У. Черчиля) получили возможность делать рисунки непосредственно с натуры.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Фарфоровая пластика 20-х. Кузнецов и Данько

В 1918 году в декабре В. В. Кузнецов делает своего известного “Красногвардейца”, фарфоровую фигурку, и таким образом возраждает подзабытую отрасль художественного фарфора – фарфоровую пластику. Именно фигурки из фарфора – живые скульптурные картинки действительности – национальная форма русского искусства. Но со второй половины XIX века на многие годы воцарился разлад между фарфоровой скульптурой и жизнью. Пластика ушла в сферу сентиментализма, много подражали, в том числе датской школе фарфора и немецким мастерам.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Художники «левого фланга» на ГФЗ

Чехонин не был единственным «левым» художником на заводе. Вслед за ним работать на ГФЗ пришли и другие революционеры в искусстве. Молодые «левые» художники принесли неведомую дотоле фарфору дерзостную свободу живописных приёмов. Газеты Петрограда в 1918 году сообщали, что «к участию в художественных работах для завода привлечён ряд художников: тов. А.Е. Карев, В.И. Козлинский, К.Л. Богуславская, И.А. Пуни, В.М. Конашевич, П.В. Кузнецов с группой его учеников и др… Довольно значительная группа молодых художников и художниц работает теперь непосредственно на самом заводе. В скульптурном отделении завода изготовлены по моделям В. Кузнецова фарфоровые кружки.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий

Государственный фарфоровый завод 1918-1919

28 июня 1918 года, после выпуска в свет декрета Совета народных комиссаров о национализации крупных предприятий, Императорский Фарфоровый Завод был переименован в Государственный Фарфоровый Завод. Перед заводом была поставлена задача «сделаться поставщиком всего народа»  и предписано следующее:

«Завод должен содействовать развитию керамической и стекольной промышленности, развивать художественную сторону дела, искать, исследовать новые пути в этих производствах и отвечать на запросы русской промышленности, изыскивать и применять новейшие способы и технику производства» (Из объяснительной записки к сметным преположениям отдела изобразительных искусств об отпуске средств на развитие художественной промышленности, направленной в секретариат Наркомпроса 24 июня 1918 г.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Оставить комментарий