Краткая история фарфора в России 1744 – 1918 гг.

“Агитационный фарфор” сейчас очень популярен среди коллекционеров. Однако, коротко напомню историю появления этого, своего рода, феномена, не имеющего аналогов в мировом искусстве. Разве что можно провести лёгкую параллель с французскими фаянсовыми изделиями, выпускавшимися во время буржуазной революции 1789 года, на которых в карикатурной форме стали изображать символы трёх сословий, прославленного Мирабо, бдительного галльского петуха, сидящего на пушке и других сюжетов “на злобу дня”… А когда стала сказываться усталость от нескончаемых войн, появилось изображение ”Тихой пристани” с надписью “стремлюсь сюда”.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: , | Добавить комментарий

История фарфора в Советской России. Ранний русский авангард.

Агитационный фарфор — прежде всего следствие более чем 10-летнего взросления русского авангарда. Даже не следствие, а скорее логическое продолжение — художники ГФЗ, а позднее ЛФЗ создавали русский авангард наравне с футуристами, кубистами, конструктивистами, супрематистами и другими представителями радикального направления в искусстве.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Добавить комментарий

Агитационный фарфор

Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX в. в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.
Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Сначала он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам, но ситуация изменилась позже. Агитационный фарфор стал предметом коллекционирования, приобрёл определённую популярность на западе и стал почти недосягаем для простого обывателя. Через тарелки, сервизы и чашки советские художники пытались показать западу всю ту положительность происходящего в России, показать революцию и большевизм с позитивной стороны и дать понять, что перемены – только к лучшему, и народу такие перемены нравятся. Коммунистическая посвящённость труду, стойкость, трудолюбие и смелость воспевалось на фарфоровых тарелках Революции.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Добавить комментарий

Художники

Адамович, Михаил Михайлович

(6 июля 1884, Москва – 16 ноября 1947, Москва)

Художник по фарфору, живописец-монументалист. Обучался в Строгановском училище в 1893-1907 годах, в 1909 году учился в Италии.

В 1910-х расписывал интерьеры домов Скаковского общества и дома Руперта в Москве, в 1910-1911 выполнил росписи с изображением сцен Евангелия и жития Свт Николая в нижней церкви храма Христа Спасителя (Спас-на-водах) в Санкт-Петербурге. В 1914-м работал в Греции над эскизами мозаик для усыпальницы короля Георга I. В 1914-1917 был призван в армию. В 1918 году участвовал в оформлении Покровской площади в Петрограде к первой годовщине революции. С 1919 по 1921 служил в Красной армии. В 1918-1919 и в 1921-1924 работал на ГФЗ.

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Добавить комментарий

Русский авангард — агитационный фарфор

В первые месяцы после революции на Государственный фарфоровый завод в Петрограде (в спешном порядке переименованный из Императорского; в 2005 году это название было ему возвращено) пришла новая команда художников во главе с Сергеем Чехониным.

1

Читать далее

Рубрика: Советский фарфор | Метки: | Добавить комментарий

O поддельных марках и знаках

Возникший B конце ХIХ-начале ХХ века интерес собирателей к русскому фарфору, B особенности к фигурам производства Императорского фарфорового завода середины XVIII века, вызвал появление всевозможных поддельных марок. Они ставились на подлинных фигурах заводов Тюрингии XVIII века, не имевших марок. При этом фальсификаторы усматривали некоторое сходство русских фигурок елизаветинского времени с тюрингскими. В антикварной торговле на Западе тюрингский фарфор был не столь уж редок, а фигуры Императорского фарфорового завода представляли большую редкость и очень ценились. При этом использовалось недостаточное знакомство коллекционеров с русским фарфором.

Читать далее

Рубрика: Немецкий фарфор | Метки: | Добавить комментарий

Марка Рауэнштейна

Марка Рауэнштейна R синяя подглазурная, а также красная надглазурная.
На всех эрмитажных вещах марки пурпурные, за исключением одной,
нанесенной золотом. Цвет надглазурной марки зависит от самой росписи. Встречается также R со звездочкой.

Рубрика: Фарфор Рауэнштайн (Rauenstein) | Метки: | Добавить комментарий

Марка Геры

Марка Геры буква G, написание которой варьировалось; она ставилась синей
подглазурной краской. Встречается иногда написание буквы G, сходное с маркой русского завода Гарднера, что нередко приводило к ошибочным атрибуциям, поскольку изделия обоих заводов близки по времени изготовления, по массе и т. д.

Рубрика: Гepa Фарфор (Gera) | Метки: | Добавить комментарий

Марка Ильменау

Марка Ильменау синяя подглазурная, различной величины, или скрещенные
буквы — откровенная имитация мейсенских мечей. С 1788 года, когда Готхельф
Грейнер, который арендовал фабрику, обязался ставить на изделиях своих предприятий новую марку-листик клевера, по-видимому, в Ильменау также была введена эта марка и существовала, по крайней мере, до конца срока его аренды.

Рубрика: Фарфор Ильменау (Ilmenau) | Метки: | Добавить комментарий

Марки Лимбаха

Со времени основания мануфактуры B 1772 году существовали
марки двоякого рода: слитные — L и В и скрещенные буквы L. Эта марка
должна была походить на мейсенские мечи; другой ее вариант, со звездочкой внизу, еще больше напоминавший мейсенскую марку того времени и вводивший
в заблуждение неопытного покупателя. В некоторых случаях мечи со звездочкой
ставились синей подглазурной краской. Но чаще марки Лимбаха надглазурные; их
наносили пурпуром, красной, темно-коричневой, черной или серой красками, изредка зеленой краской.

Читать далее

Рубрика: Фарфор Лимбах (Limbach) | Метки: | Добавить комментарий

Марка Валлендорфа

Марка Валлендорфа всегда синяя подглазурная, однако часто букву W вытягивали по вертикали наподобие скрещенных мечей Мейсена: её легко спутать с лимбахской маркой.

Рубрика: Фарфор Wallendorf (Валлендорф) | Метки: | Добавить комментарий

Марки Готы

С момента основания мануфактуры и примерно до 1783 года ставилась марка R — начальная буква фамилии владельца мануфактуры — Ротберга, как
правило, синяя подглазурная. На эрмитажном сливочнике марка надглазурная
золотая, полустертая, но это единичный случай.

Предполагают, что B связи с возникновением B 1783 году мануфактуры B Pay-
энштейне, где появилась такая же марка, B Готе R заменили маркой R-g (сокра-
щенная фамилия Botberg); эта марка также ставилась кобальтом под глазурью. Она
существовала с 1783 по 1805 год. Позднее появляется надглазурная марка Gotha,
например, на чашке (кат. 22), или G (двоякое начертание). Начиная с 1830-х годов,
при Хеннебергах, ставилась печатная марка B виде ребуса, заключенного B овал: курица на горке (Henneberg) с надписью GOTHA наверх.

Рубрика: Фарфор Гота (Gotha) | Метки: | Добавить комментарий

Марки Фолькштедта

На этой мануфактуре, более чем где-либо, пытались подражать мейсенским мечам. Первое время ставили скрещенные вилы из герба Шварцбург-Рудольштадт, но когда саксонский курфюрст заявил по этому поводу решительный протест, скрещенные двойные вилы заменили одинарными. B дальнейшем снова вернулись к двойным скрещенным вилам, которые становились все более похожими на мечи. Наиболее распространенные варианты, встречающиеся и на вещах Эрмитажа.

Эти марки почти всегда синие подглазурные, но попадаются и надглазурные, так,
например, на фигурах пленников: на одной — марка серая; на другой голубая.

Рубрика: Фарфор Фолькштедт-Рудольштадт (Aelteste Volkstedt) | Метки: | Добавить комментарий

Марки и Знаки

Марки Клостер-Фейльсдорфа XVIII века не отличаются особым
разнообразием. В основном это были инициалы CV (Closter Veilsdorf), чаще всего
B виде монограммы. Встречаются и раздельно написанные СV и изредка инициалы, разделенные гербовым щитком. Такие марки имеются на самых ранних из
вещей B эрмитажной коллекции: на чернильнице, подносике и полоскательнице. Марки этой мануфактуры почти всегда синие подглазурные.
Фигуры Клостер-Фейльсдорфа очень редко сопровождаются марками. Это объясняется тем, что оборот основания у фигур сплошной и не покрыт глазурью, которая могла бы защитить марку от выгорания при обжиге. В этом отношении характерна почти полностью выгоревшая марка на фигуре Меркурия из серии «Семь планет». На подножии рядом с маркой имеется врезанный знак О. Г., не поддающийся расшифровке.

Читать далее

Рубрика: Клостер-Вейлсдорф (Kloster-Veilsdorf) фарфор | Метки: | Добавить комментарий

Рауэнштейн

Фарфоровая мануфактура, основанная в 1783 году в старом замке Рауэнштейн, в юго-западной части Тюрингского леса, своим появлением обязана инициативе трех представителей фамилии Грейнер. Один из них — Иоганн-Георг был поставщиком при Шварцбургском дворе, а также совладельцем стеклянного производства в Глюкстале, два других — Иоганн-Фридрих и Христиан-Даниэль-Зигмунд Грейнеры были стеклоделами.

Читать далее

Рубрика: Фарфор Рауэнштайн (Rauenstein) | Метки: | Добавить комментарий

Гера

Год основания мануфактуры Геры — 1780. Здесь, по-видимому, производился различный по качеству фарфор. Немногие образцы посуды Геры, имеющиеся в Эрмитаже, весьма оригинальны. Интересна роспись сахарницы с мужским силуэтом и вензелем на желтом фоне, среди сиреневого червчатого узора, а также тазика для бритья, дно которого украшает зеленый вензель, окруженный венком из цветов, написанных зеленой люстрирующей краской. Что касается пластики производства Геры, то хранящиеся в Эрмитаже две фигуры и группа — среднего качества, в то время как в других собраниях известны более высокохудожественные вещи, исполненные на этой мануфактуре.

Рубрика: Гepa Фарфор (Gera) | Метки: | Добавить комментарий

Ильменау

Фарфоровая мануфактура в Ильменау, герцогство Веймар-Эйзенах (основатель — Христиан-Захариас Гребнер), возникла в 1777 году на правах концессии. После нескольких лет застоя она была продана с торгов в казну и тогда же, в 1786 году, отдана в аренду владельцу Лимбахской мануфактуры — Готхельфу Грейнеру. С 1792 года ее арендатором становится Христиан Нонне, возглавлявший одновременно и фолькштедтское производство. При нем начинается расцвет мануфактуры Ильменау, впоследствии перешедшей в полную собственность Нонне.
Очевидно, в Ильменау лишь со второй половины 1780-х годов стали изготовлять фарфор удовлетворительного качества. В списках товаров того времени упоминаются и фигуры, но выявить их до сих пор не удалось. Около 1800 года в Ильменау начали выпускать плакетки с белыми рельефами на голубом фоне, в подражание изделиям из яшмовой массы производства Веджвуда.

Читать далее

Рубрика: Фарфор Ильменау (Ilmenau) | Метки: | Добавить комментарий

Гроссбрейтенбах

Мануфактура Гроссбрейтенбаха, основанная в 1777 году майором Эрнстом Хопфгартеном, уже в 1782 году перешла в собственность Готхельфа Грейнера — владельца мануфактуры в Лимбахе и стала ее филиалом; на изделиях Гроссбрейтенбаха начали ставить лимбахскую марку, введеную в 1788 году, — листик клевера. Поэтому трудно отличить изделия Лимбаха от изделий Гроссбрейтенбаха того периода. Тем не менее мы сочли возможным выделить три предмета, принадлежащие, как нам кажется, Гроссбрейтенбаху. В отличие от лимбахской теплой, чуть желтоватой массы, фарфор этих вещей имеет темный, почти серый оттенок; кроме того, в росписи двух из этих предметов использован мотивт синего подглазурного сухоцвета, который являлся преобладающим в Гроссбрейтенбахе. По некоторым сведениям, уже в начале XIX века здесь полностью перешли к подглазурной синей росписи.

Рубрика: Фарфор Гросбрайтенбах (Grossbreitenbach) | Метки: | Добавить комментарий

Лимбах

Фарфоровую мануфактуру Лимбаха основал в 1772 году Готхельф Грейнер, которого называли «отцом фарфоровой индустрии Тюрингии». Как уже было сказано, вместе с двоюродным братом Готфридом он начинал свою деятельность на мануфактуре Валлендорфа.
Через семь лет Готхельф Грейнер, отделившись от своих компаньонов, основал собственную мануфактуру в Лимбахе, где упорно работал над усовершенствованием фарфоровой массы и глазури. Деятельность его увенчалась успехом. Он приобрел и наладил клонившееся к упадку производство в Гроссбрейтенбахе, а в 1786 году взял в аренду мануфактуру Ильменау.

Читать далее

Рубрика: Фарфор Лимбах (Limbach) | Метки: | Добавить комментарий

Валлендорф

Мануфактура Валлендорфа, одна из наиболее ранних в Тюрингии, возникла в 1764 году по инициативе состоятельного предпринимателя Иоганна-Вольфганга Хаманна, который объединился с Готхельфом и Готфридом Грейнерами — изобретателями фарфора из Катцхютте; к ним присоединился также мастер гончарного производства Иоганн-Георг Дюммлер. После того как в Катцхютте запретили обжиг фарфора, Хаманну пришлось приобрести поместье в Валлендорфе, где и была основана мануфактура. Через семь лет Готхельф Грейнер покинул Валлендорф и в 1772 году открыл собственное предприятие в Лимбахе.

Читать далее

Рубрика: Фарфор Wallendorf (Валлендорф) | Метки: | Добавить комментарий