Всем известные фарфоровые фабрики как Государственный Фарфоровый Завод, или Ленинградский Фарфоровый Завод и нынче Императорский Фарфоровый Завод имеют долгую историю, о которой Вы сможете почитать в данной таблице.
1744 | В Санкт-Петербурге при казённых кирпичных заводахучреждена Невская порцелиновая мануфактура.
5 ноября маркшейдер Д.И. Виноградов начинает налаживать производство фарфора. |
1746 | В конце года Виноградов получил пригодную для производства фарфоровую массу. |
1765 | 16 марта Екатерина II подписала Положение о фарфоровом заводе, его штате и содержании.Чуть позднее завод получил титул Императорского. |
1800 | На ИФЗ работает 202 человека. |
1838 | 9 октября был подписан документ об учреждении «полного собрания изделий» на заводе. |
1844 | Указ императора Николая I об открытии музея к 100-летию ИФЗ (т.н. «зала образцовых изделий»). |
1860 | 19 января указом Александра II утверждено Положение об освобождении мастеровых ИФЗ от обязательного труда с правом перехода на работу по вольному найму. |
1882 | На ИФЗ числится 233 человека. |
1912 | На заводе происходит смена правления – увольняется управляющий заводом Н.Б. Вольф и ему на смену приходит Н.В. Струков. |
1914 | Работа ИФЗ перестраивается на производство фарфора для военных нужд, химической и электротехнической промышленности.На ИФЗ приходит также Н.Я. Данько. |
1915 | Состав завода увеличился до 424 человек. |
1917 | Управляющий Н.В. Струков покинул завод, которым начала управлять исполнительно-контрольная комиссия под председательством рабочего Леонтьева. Решенияпринимаются общими собраниями сотрудников. |
1917 | 13 марта завод передаётся в ведение Министерства торговли и промышленности (горный департамент).В марте под императорской маркой НII под короной ставится зелёная подглазурная дата: 1917.
В мае вводится новая марка завода периода Временного правительства по рисунки И.Я Билибина: двуглавый орёл в пунктирном круге с датой: 1917. Выбрано новое управление: директор завода профессор Н.Н. Пушнин, помощник по административной части П.А. Фрикен, помощник по технической части Н.Н. Качалов. Художественное руководство осуществляли Р.Ф Вильде и В.В. Кузнецов, консультантом являлся К.А. Сомов. Летом закрыты «белая палата» по выпуску лабораторной посуды и изоляторов и «стеклянный шатёр» – отделение завода по производству стеклянных изделий. Заводской комитет завода организовал отряд Красной гвардии. Музей завода эвакуирован в Петрозаводск. |
1918 | С конца 1917 до августа 1918 завод находился в ведении Народного комиссариата земледелия (горный департамент). Количество людей на заводе сократили с 550 до 290.Закрыт отдел оптического стекла.
С января по май используется марка по рисунку И.Я. Билибина – двуглавый орёл в круге (без даты), с июля вводится новая марка подглазурная кобальтом по рисунку А.Е. Караева – серп, молот, и часть шестерни. Завод переводится в подчинение Наркомпроса, а «комиссаром» ИФЗ становится П.К. Ваулин. Вновь начинает работать «белая палата». 28 июня Императорский фарфоровый завод становится Государственным фарфоровым заводом. Вновь открывается оптический отдел ГФЗ. |
1918 |
19 августа ИЗО Наркомпроса назначает на завод С.В.Чехонина заведующим художественной частью.
В октябре музей фарфора ГФЗ возвращён из Петрозаводска. Осенью при ГФЗ открываются керамическая школа для подростков и профессиональные курсы для рабочих. 25 декабря в бывшем Училище Штиглица открылся «живописный отдел Государственного фарфорового и стеклянного заводов», оборудованный на 24 художника. Руководство художественной и хозяйственной частью поручено С.В. Чехонину, технической – К.И. Келлеру. С конца 1918 до 1920 завод исполняет военные заказы чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. В рамках Плана монументальной пропаганды на заводе в 1918 были выполнены бюсты К. Маркса и К. Либкнехта, портрет Н.И. Новикова, в 1919 году – барельеф «Декабристы». К работе на заводе привлекаются М.М. Адамович, Н.И. Альтман, И.В. Алексеев, Л.Н. Гауш, А.Е. Карев, И.А. Пуни, П.В. Кузнецов, А.В. Щекотихина-Потоцкая, В.С. Щербаков и др. |
1919 | ГФЗ получает заказы от Компрода на изготовление мисок и чашек для общественных столовых, от ВСНХ на химическую посуду и изоляторы, от военного ведомства на оптическое стекло, от Комиссариата внешней торговли на серию скульптур «Народности России».Марку А.Е. Карева начинают исполнять по трафарету. Императорские марки по указанию Наркомпроса закрашивают ромбом или овалом.
1 августа Н.Я. Данько назначена руководителем скульптурной мастерской. 3 августа открывается выставка изделий ГФЗ, Национальной Петергофской гранильной фабрики и Шатра смальт – 1-ая выставка изделий ГФЗ. |
1920
1920 |
Перестают закрашивать императорские марки, появляются личные знаки художников, инициалы и подписи.По предложению Музея революции в апреле ГФЗ выпускает серию посуды с портретами народовольцев. К испольнению этой работы привлечены С.В. Чехонин, З.В. Кобылецкая.
ГФЗ передан из ведомства отдела ИЗО в ведение Петроградского управления Академического центра научных и художественных учреждений РСФСР. 1 октября открылась розничная продажа изделий в магазине ГФЗ. Учреждена должность комиссара завода, а директором- распорядителем ГФЗ назначен П.А. Фрикен. В декабре завод получает заказ ЦИК на исполнение серии изделий для агитпоезда «Октябрьская революция». По заказу ИЗО Наркомпроса ГФЗ выпустил 150 тарелок и блюд с надписью «Да здраствует VIII съезд Советов» (в т.ч. тарелки Р.Ф. Вильде, М.В. Лебедевой, З.В. Кобылецкой). |
1921 | В феврале ГФЗ исполняет 150 чашек и 250 тарелок с рисунком «Серп, молот и книга» и другими надписями и лозунгами.На ГФЗ выполнены две тарелки М.М. Адамовича с надписями на немецком и русском языках «Да здраствует III Интернационал», тарелки А.В. Щекотихиной-Потоцкой «3-й Интернационал и «Поющий Интернационал».
Создаётся серия изделий для аукциона в пользу голодающих Поволжья. 23 произведения помечены особой маркой: золотой серп, молот, часть шестерни, дата «1921» и надпись: «В пользу голодающих» (худ. С.В. Чехонин). Среди них – работы Р.Ф. Вильде, С.В. Чехонина, А.В. Щекотихиной- Потоцкой. Для завода начали работать В.В. Кандинский и Н.Ф. Лапшин. |
1922. | 1 января завод перешёл на хозрасчёт.1 февраля Государственный фарфоровый и стеклянный заводы сняты с государственного (пайкового) снабжения. В июле открывается 2-я отчётная выставка новых работ. Выпущена серия изделий к 5-летию РКСМ по рисункам М.М. Адамовича и др. |
1923. | На ГФЗ открыта выставка «Русский фарфор от Елизаветы до наших дней. 1744-1922».1 марта в штат завода зачисляют Н.М. Суетина.
В апреле С.В. Чехонин переводится на Волоховскую фарфорово-фаянсовую фабрику «Коминтерн», где возглавляет художественную часть, но остаётся на должности постоянного художника-эксперта ГФЗ. Заведующим художественной частью ГФЗ становится Н.Н. Пунин. ГФЗ получает на выставке в Ревеле (Эстонская торгово- промышленная палата) большую золотую медаль. С ноября по декабрь в Стокгольме проходит выставка «Большевистский фарфор». Отдел оптического стекла преобразовывается в самостоятельное предприятие – Лензос. |
1924. | Идёт сокращение штата завода. Уволены Н.М. Суетин и И.Г. Чашник.Завод выпускает серию изделий, посвящённых Ленину. |
1925. | ЛФЗ отправляет на Международную выставку декоративных искусств в Париже 281 номер (около 1000 изделий), продаёт фарфора на 14386 франков. Заводу присуждена большая золотая медаль.В сентябре С.В. Чехонина восстанавливают в должности заведующего художественной части завода.
В сентябре Государственный фарфоровый завод переименовывается в Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ). С.В. Чехонин вводит технику печатного декора на фарфоре. |
1927 | Завод получает награды на III Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане.ЛФЗ исполняет серию изделий к 10-летию Октябрьской революции.
С.В. Чехонин покидает завод и в начале 1928 уезжает в Париж. |
1931 | Трест Росстеклофарфор создал на ЛФЗ первую художественно-производственную лабораторию для разработки художественных образцов продукции широкого потребления. |
1932 | В конце года Н.М. Суетин по направлению Ленинградского Союза художников становится главным художником ЛФЗ, а Н.Ф. Лапшин – консультантом по художественной части. |
1936 | На изделиях завода появляется новая марка – монограмма ЛФЗ (Ленингадский фарфоровый завод) по рисунку художника А.А. Яцкевича. |
1990 | Государственное предприятие «Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова» становится арендным предприятием. |
1993 | Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова переименован в Ломоносовский фарфоровый завод. |
2001 | В результате трёхстороннего соглашения между Министерством культуры РФ, Государственным Эрмитажем и ЛФЗ образовывается новый отдел Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода». |
2004 | ЛФЗ получил официальный титул «Поставщик Кремля». К 1 июля на заводе работает 1591 человек. |
2005 | К конце года собранием акционеров ЛФЗ переименовывается в Императорский фарфоровый завод. |
Источник: www.jamert.eu